С началом полномасштабной войны Украина сталкивается с заметным уменьшением числа учащихся в школах, что существенно сказывается на всей образовательной системе. По данным Министерства образования, за последний год количество школьников уменьшилось на 300 тысяч, а число педагогов сократилось на 10 тысяч.

Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!

Подписаться

Несмотря на такие данные, массовых увольнений учителей не ожидается, однако образовательная сфера сталкивается с серьезными вызовами, которые могут отразиться на доступности и качестве образования в стране.

В частности, министр образования Оксен Лисовой отметил, что школы испытывают нехватку кадров. Даже при сокращении числа учащихся существует настоятельная необходимость в педагогах, особенно в учителях естественных наук, иностранных языков и информатики. Миграция, естественные потери среди педагогов пенсионного возраста и переход учителей в другие сферы из-за недостаточной заработной платы приводят к тому, что в некоторых регионах количество учителей критически уменьшается.

Урок в школе, скриншот видео

По словам Лисового, уменьшение числа учащихся связано не только с миграцией, но и с временным отсутствием учеников из-за перемещения семей в более безопасные районы Украины или за границу. Это создает дополнительную проблему – оптимизацию школьной сети. Идея оптимизации заключается в более эффективном распределении ресурсов между учебными заведениями: школы с меньшим количеством учащихся могут быть реорганизованы, а учебный процесс – пересмотрен.

Популярные статьи сейчас Какие минимальные пенсии должны получать украинцы в ноябре Прибавку к пенсии хотят забрать: кто теряет более 2000 гривен За пополнение с терминала заплатите дополнительно: банки установили новые правила Внимательно посмотрите на свои купюры в 200 и 100 гривен: украинцы могут потерять деньги Показать еще

Проблема нехватки кадров становится еще более актуальной на фоне снижения числа педагогов. Согласно данным министерства, многие учителя старшего возраста заканчивают свою трудовую деятельность, что является естественным процессом. В то же время, молодые специалисты неохотно выбирают педагогические профессии из-за низких зарплат, ограниченных возможностей карьерного роста и сложных условий труда. Более того, многие учителя покидают профессию, уезжая за границу или переквалифицируясь в более высокооплачиваемые сферы.

школьный урок, скриншот из видео

Особенно сложная ситуация наблюдается с учителями, специализирующимися на таких дисциплинах, как математика, английский язык и информатика. По словам Лисового, в некоторых регионах учителей этих направлений практически нет, и поэтому школы вынуждены привлекать специалистов по другим предметам или искать альтернативные способы решения проблем с преподаванием. В некоторых случаях педагогам приходится вести несколько предметов одновременно, что негативно сказывается на качестве учебного процесса.

Министерство образования и правительство рассматривают различные пути решения кадровых проблем в школах. Основное направление – это повышение заработной платы для учителей, особенно для специалистов, преподающих дефицитные дисциплины. Однако на данный момент решение о значительном повышении зарплат остается на стадии обсуждения, а финансовые ресурсы ограничены.

Другой вариант – создание программ поддержки для молодых учителей, чтобы привлечь их к работе в школах. Это может включать специальные гранты, жилищные программы или дополнительные стимулы для учителей, готовых работать в сельской местности или в регионах с низкой плотностью населения. Министерство также планирует работать над совершенствованием системы подготовки и переподготовки педагогов, чтобы повысить их квалификацию и адаптировать к новым вызовам, стоящим перед школами.